Сегодня отечественный юридический бизнес в большинстве своем уже не задается вопросами: а нужен ли юрфирме слоган, и где его размещать — в качестве эпиграфа к иску, на визитке или в заголовке договора, как шутили на форумах еще два года назад.
А между тем, даже в США лет 8 — 10 назад консультантам по маркетинговым коммуникациям приходилось убеждать юрбизнес в целесообразности заимствования сего механизма, пришедшего из сферы торговли. В те недалекие годы идея использования слоганов для юрфирм многим казалась безумной. Юристы рьяно отстаивали свой особый статус, не имеющий ничего общего с торгашами и промышленниками. Мол, юридическому бизнесу гораздо полезнее тратить свое время и усилия на более эффективные маркетинговые инструменты, демонстрирующие профессионализм его представителей на деле. И все же вскоре юрфирмы одна за другой начали вооружаться собственными «боевыми кличами» в войне за клиента. Однако лишь редкие «птицы» смогли подобрать действительно удачные призывы к действию — яркие, запоминающиеся, побуждающие, а главное — отражающие направление их «полета».
Не вдаваясь в философию, посмотрим на создание и использование слогана для юридической фирмы с позиции потребителя юруслуг. Безусловно, при выборе юридического советника слоган — едва ли не последнее, на что обратит внимание потенциальный клиент. Однако даже для такого персонифицированного бизнеса, основной двигатель которого составляют рекомендации имеющихся клиентов, отсутствие слогана — как отсутствие навигатора или карты в незнакомом пути. Можно и обойтись, но зачем клиенту строить догадки, когда есть простой способ мгновенно сформировать в его подсознании нужный образ фирмы? Кроме того, в современном бизнесе наличие слогана у серьезной компании уже воспринимается как должное — как элемент, который наряду с общим корпоративным стилем показывает, на сколько «звезд» тянет компания.