Реформа прокуратуры — процесс давно ожидаемый, поскольку сразу после принятия Конституции Украины в 1996 году она была лишена двух функций — надзора за соблюдением и применением законов и предварительного следствия. Однако в соответствии с пунктом 9 Переходных положений Основного Закона Украины за прокуратурой были сохранены указанные функции до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов, и до сформирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функционирование. И хотя за последние 17 лет подходы к деятельности прокуратуры и принципам взаимоотношений с судебной и другими ветвями государственной власти изменились, и законодательство претерпело немало изменений, Закон Украины «О прокуратуре», принятый еще в 1991 году, меняли точечно.
Только после принятия нового Уголовного процессуального кодекса Украины изменения уголовной юстиции нашли свое логическое продолжение в реформе прокуратуры, которая наконец-то приобрела конкретные нормотворческие формы. Не так давно советник Президента Украины Андрей Портнов сообщил, что соответствующий проект закона уже был разработан в Администрации Президента и направлен на экспертизу в Европейскую комиссию за демократию через право (Венецианскую комиссию).
Рассказать о новациях, предусмотренных этим документом, а также оценить шансы разработанного «творения» в европейской экспертной институции «ЮП» попросила народного депутата VI созыва, члена рабочей группы по вопросам реформирования уголовного судопроизводства, адвоката Святослава Олийныка, который знаком с текстом этой законодательной инициативы. «Вероятность одобрения Венецианской комиссией этого законопроекта очень высока, поскольку, по сути, он основан на ее предыдущих рекомендациях», — прогнозирует г-н Олийнык. Напомним, осенью прошлого года предметом анализа Венецианской комиссии уже был законопроект «О прокуратуре», над созданием которого длительное время работала Национальная комиссия по укреплению демократии и утверждению верховенства права.
Говоря о предложенных законодательных изменениях, г-н Олийнык обращает внимание на то, что примерно на 50% этот проект «интересен и важен» исключительно для самих работников прокуратуры, поскольку касается их социальных и правовых гарантий. Вторая половина документа, по его убеждению, будет интересна для всех остальных, поскольку непосредственно касается полномочий прокуратуры. «В этой части самой фундаментальной идеей является отказ от общего надзора. Это означает, что прокуратура будет лишена возможности вмешиваться в частные отношения, в природу коммерческих процессов. Она не сможет подменять собой контролирующие органы (санстанции, пожарные инспекции и т. д.)», — поясняет Святослав Олийнык, добавляя, что эти функции прокуратуры являются рудиментом постсоветской модели и всегда были объектом критики со стороны запада.
При этом, за прокуратурой закрепляется право инициировать проверки деятельности государственных и коммунальных структур. «Мы будем иметь очень позитивную модель, когда прокуратура будет «следить» за государством, а не от имени государства следить за людьми», — отмечает он. В данном законопроекте за прокуратурой, по словам г-на Олийныка, предложено закрепить следующие функции:
1) поддержание государственного обвинения в суде;
2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;
3) надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
Кроме этого, по словам Святослава Олийныка, в законопроекте в значительной мере усовершенствованы положения относительно процессуальной независимости прокуроров. «Прокурор будет иметь возможность быть более независимым от своего начальства, другой вопрос: будет ли он этим пользоваться?», — добавил он.
А вот особых изменений в процедуре назначения Генерального прокурора и срока его полномочий, по словам г-на Олийныка, не предвидится. Вместе с тем, следует отметить, что во внесенном не так давно на рассмотрение парламента президентском законопроекте «О внесении изменений в Конституцию Украины относительно усиления гарантий независимости судей» среди прочего предложено исключить из статьи 122 Основного Закона положения, в которых устанавливается срок полномочий Генерального прокурора.